Знамя - символ полкового, войскового объединения. Святыня, за которую казак обязан биться, не щадя жизни, не допуская его оскорбления. |
Бунчук - знак Ставки, символ атамана в походе, принадлежал войсковому соединению. И в походе, и в бою бунчук следовал за командующим. В мирное время этот символ хранился в церкви, выносился только по праздникам как подтверждение его значимости и присутствие атамана. |
Булава - символ военной власти, которой наделяется атаман (у запорожцев – гетман). |
Печать на рукояти, или на перстне, вручалась атаману на выборах. Символ хозяйственной и дипломатической функций. Печатью скреплялись все документы. Она принадлежала общине и передавалась от атамана к атаману. |
Сабля, обычно украшенная, старинная, тоже один из символов атаманства. Лично атаману не принадлежала, а была у него на хранении во время правления. Могла храниться в церкви и надеваться на казачьих кругах или по праздникам. |
Шашка – (первоначально сабля) символ всей полноты прав у казака, а также обладания им паевым земельным наделом. Вручалась шашка стариками юношам в 17 лет (за особые заслуги раньше), без темляка. В 21 год при отправке на службу казак получал погоны, кокарду и темляк. |
Медаль - личный знак атамана, носилась на шее поверх галстука и выпускалась на кафтан в раскол ворота. На лицевой стороне бывали надписи: «Атаман, станица...», в последствии портрет Государя. На оборотной стороне гравировались имя фамилия атамана и годы его правления. После исполнения срока атаманства оставалась бывшему атаману на память. В случае вторичного избрания носилась рядом с новой медалью. |
Чернильница - знак писаря. Медная с ушками, носилась привязанная к поясу. В XIX веке, когда писарей стали нанимать, исчезла из обихода. На смену этому знаку пришла книга. |
Книга представляла собой тетрадь для записей в твердом кожаном переплете. В момент круга каждый член атаманского правления должен был держать свою тетрадь. Главная тетрадь, так называемое, Атаманское писание или Закон, была собранием протоколов, где в случае спора можно было отыскать юридический прецедент. Все сохранялись в атаманском правлении и архиве. |
Казна - железный ящичек (ларец) – знак казначея, ближе в нашему времени тоже был заменен книгой. |
Нагайка - знак есаульца и приставов на кругу. В повседневной жизни знак власти у полноправного строевого казака. В некоторых станицах нагайку разрешалось носить только женатым. Дарилась зятю тестем на свадьбе и висела она в курене на левом косяке двери в спальню. Как знак полной покорности и уважения могла быть брошена к ногам уважаемого гостя или старика, который был обязан ее вернуть, а бросившего расцеловать. Если старик через нагайку переступил, это означало, что покорность ему не угодна, и обида или грех провинившегося не прощен. |
Шапка - не всякая, а специального образца - знак обладания юридическим полноправием. Первоначально – «клобук со шлыком». В XIX веке функции «клобука» перешли сначала к сиверу, а затем к фуражке. Казаки нестроевых возрастов обязаны были носить фуражку без кокарды, но это повсеместно нарушалось. На кругу казак обязан был быть в шапке. Иногородние и гости (не казаки) должны были присутствовать с непокрытыми головами, как не имеющие прав казачества. |
Погоны - неотъемлемая часть одежды казака строевого возраста. Обязательно носились казаком до выхода «на льготу». Офицерские погоны, галуны и шевроны разрешалось носить пожизненно. |
Башлык - у большинства казаков тоже был наделен символическим значением. В зависимости от того как повязывался башлык, можно было узнать возраст казака. Завязанный на груди означал, что казак отслужил срочную службу, перекрещенный на груди – следует по делу, концы заброшены за спину – свободен, отдыхает. |
Посох - символ старости и мудрости. Члены совета стариков все сидели, опершись на посох. Посохами наделялись судьи, ходатаи по делам церковной общины, паломники. Поднятый посох означал призыв круга к молчанию. Шапка, поднятая на посохе - особо важное сообщение. |
Лампас - возник в глубокой древности. Кожаным лампасом кочевники Великой степи (от скифов до бродников) прикрывали боковой шов штанов. У казаков приобрел значение принадлежности к казачьему сословию, а по цвету – к войску. Стал символом освобождения от всех видов государственных платежей, символом казачьей независимости и национальной обособленности. |
Серьги у мужчин означали роль и место в роду. Так, единственный сын у матери носил одну серьгу в левом ухе. Последний в роду, где нет, кроме него, наследников по мужской линии - серьгу в правом ухе. Две серьги – единственный ребенок у родителей. Кроме символического, сакрального значения языческого оберега, играли и утилитарную роль. Командир при равнении налево и направо видел, кого следует в бою поберечь. |
Кольцо. Мужчины у казаков, как правило, колец не носили. Так что это женская символика. Серебряное кольцо на левой руке – девушка на выданье. На правой – просватана. Кольцо с бирюзой – жених служит (бирюза – камень тоски). Золотое кольцо на правой руке – замужняя, на левой – разведенная (развод у казаков существовал всегда). Два золотых кольца на одном пальце левой руки – вдова (второе кольцо умершего мужа, хотя, будучи казаком и получив кольцо при венчании, он на руке его не носил). Иногда кольцо носили в ладанке. |