О КАЗАКАХ-ПИСАТЕЛЯХ И О ВОЙНЕ

Даже одна строка о войне, честно написанная, будет со временем ценнее и прекраснее многих книг.

Из фронтового дневника Эффенди Капиева

Никогда не померкнут имена тех казаков-писателей, кто прошел суровыми дорогами Великой Отечественной войны. Они на нашей прославленной предками ставропольской земле утверждали казачьи традиции – патриотизм, героизм, нравственность, любовь и преданность Отечеству и своей малой родине. Многие из них всецело испытали трудное военное время, находясь в боевых частях нашей армии, в партизанских отрядах, работая военкорами фронтовых газет или выполняя необходимую работу в тылу.

В романе – казачья кровь

Семен Бабаевский, Андрей Исаков, Илья Чумак, Василий Росляков, Валентин Марьинский – писатели нашего края несли, да и сейчас несут в своих произведениях правду о войне и дух того сурового времени.

В этом ряду стоят писатели военных и послевоенных лет – Михаил Усов, Карп Черный, Иван Егоров, Александр Седугин, Игорь Романов, Эффенди Капиев, Владимир Гнеушев, Сергей Дроздов, Александр Коротин, Владимир Дятлов, Василий Грязев, Иван Кашпуров, Валентина Туренская, Василий Росляков, Владимир Бутенко, Владимир Кожевников, Виктор Ярош. Их творческие усилия, способности и талант были направлены на создание произведений о военном и послевоенном времени, занявших достойное место в российской литературе.

В годы Великой Отечественной войны ставропольским писателям – Семену Бабаевскому, чье детство и юность прошли на хуторе Маковском Кочубеевского района, и известному писателю Эффенди Капиеву довелось побывать в Кубанском кавалерийском полку. Этот полк формировался на Ставрополье и Кубани. В январе 1942 года принимал участие в боях по освобождению Ростова. Основная часть конников были терскими и кубанскими казаками. Встреча с бойцами этого полка собратьям по перу позволила создать общую книгу «Казаки на фронте».

– От патриотизма и казачьей любви к Отечеству до страданий и боли душевной – все было в этой книге, – сказал мне при встрече в 2000 году 93-летний Семен Петрович Бабаевский.

Надо напомнить, что этот писатель за литературную деятельность был трижды отмечен Сталинской (Государственной) премией. Им было написано восемь романов. В том числе известные не только в СССР, но и во всех странах бывшего обширного социалистического лагеря. Назову некоторые из них – «Кавалер Золотой Звезды», «Сыновний бунт», «Родимый край», «Современники», «Белый свет», «Приволье» – все они о Ставрополье и Кубани. Наша кровь течет в этих романах.

Когда в разговоре с Семеном Петровичем в его московской квартире мы вспомнили о книге «Казаки на фронте», он, немного помолчав, рассказал, что к августу 1942 года эта книга была издана в г. Пятигорске, но до читателя она не дошла.

– В это время, – говорил писатель, – был оккупирован Пятигорск. Узнав о том, что в пылающем городе издана книга о подвигах казаков, гитлеровское командование распорядилось весь тираж книги сжечь. Что и было сделано.

Я думаю, книга Семена Бабаевского и Эффенди Капиева свое дело сделала, коль враги решили ее предать огню!

Избач из хутора Маковского Семен Бабаевский вырос до имени Великого писателя своей страны. Его ученик – известный ставропольский писатель Тимофей Шелухин в предисловии к книге Семена Бабаевского «Маруся», изданной в Ставрополе в 1999 году, написал: «Сложно мне, да и кому-либо другому из литераторов, ставить себя рядом с ним. Вряд ли вы найдете более яркую и непринужденную прозу, чем у него. Более яркий и безыскусственный пейзаж ставропольской степи и Кубани! Тот юмор и казачью ухмылку. И слог Семена Бабаевского неповторим…»

Каждое произведение – выстрел в цель

В ноябрьские дни 1943 года в газете «Орджоникидзевская (Ставропольская) правда» был опубликован рассказ писателя Ильи Чумака «Мать». В нем писатель поведал, как православная старенькая станичница-мать посетила церковь – пришла помолиться Богу да попросить помощи и рассказать о наболевшем. Рассказ был подвергнут жестокой критике. Да разве могли атеисты того времени об этом умолчать! Конечно же, нет. Узнав об этом, Эффенди Капиев немедля написал письмо писателю Колосову – другу Чумака. «…Я удивлен историей с рассказом Чумака. Однако я догадываюсь, в чем дело: старушке не следовало ходить в церковь? А нам казалось, ничего в этом плохого нет – жаль, жаль…».

В период участия в боевых действиях Илья Чумак был неоднократно ранен. Ранения были серьезными и, проведя положенное время в эвакуационных госпиталях, оперуполномоченный контрразведки Илья Чумак вернулся в Ставрополь, продолжив журналистский и писательский путь. В 1944 году публикует свою книгу «Атака». 1946-й стал богаче книгой – «В начале мая», 1947-й – книгой «Бургуны». Именно эти издания позволили ему стать популярным послевоенным писателем на Ставрополье.

С журналистско-писательским блокнотом он побывал во всех уголках родного края – в десятках станиц и хуторов, полевых станах, животноводческих точках. Любил побеседовать со старожилами, казаками-фронтовиками. Именно в этот период он публиковал рассказ за рассказом – «Оглянись, капитан», «За мной, товарищи!», «Беспримерный рейд», «Смертный счет», «За Доватором», «На верную смерть».

На фронте писатель видел многое: удивительные походы в тылу врага, героизм и стойкость бойцов, в том числе и казаков, проявление отваги и смекалки командирами и рядовыми. По-настоящему талантливо писателем описан «Жуковский рейд»:

«Равного ему по своей дерзости не было за всю Отечественную войну. Ни в какое сравнение не шло уже пережитое и все то, что пришлось испытать казакам во время этого рейда».

«…Нет, живые ставропольцы-доваторцы никогда не забудут этот рейд…

Стокилометровый ночной марш по непролазной лесной грязи, вход в прорыв под кинжальным пулеметным огнем, затем еще восемьдесят километров по такой же непролазной грязи, а потом по грудь, по шею обжигающая ледяным холодом вода реки Десны – и все это без сна, без отдыха, без передышки». И далее: «…Отрос ли там лес? Сровнялась ли там земля? Или она до сих пор не залечила свои чудовищные раны?…».

Короткие новеллы Ильи Чумака, опубликованные в его книге «Из полуистертой тетради», – как патроны в патронташе. Каждая – это выстрел, и выстрел в цель.

В заоблачье Кавказских гор

Известный литературный критик Светлана Алиева (г. Ростов), отстаивая свои позиции в советской литературной критике, подчеркивала: «Уже через несколько лет после войны жители Северного Кавказа почти одновременно во всех республиках проявили интерес к документальным произведениям, к подвигам простого солдата. Документальная повесть, очерк находили свое почетное место в литературе республик Северного Кавказа, на Ставрополье». И действительно, в тот период создавались книги писателей, источником для которых была война – с ее героями, болями, сиротством, героизмом, отвагой, верой нашего народа «в близкую хорошую жизнь…»

В 1963 году книга писателя Владимира Гнеушева и журналиста Андрея Попутько «Тайна Марухского ледника» стала явлением не только для Кавказа. Она вызвала широкий интерес во всех уголках нашей страны. Это повествование навечно останется писательским подвигом наших земляков, рассказавших о том, что происходило в заоблачье Кавказских гор в период сражений с немецко-фашистскими войсками на вечных ледяных высях и заснеженных вершинах Приэльбрусья. Авторам шли письма из близких и далеких мест нашей великой Родины.

Краевым комитетом комсомола была учреждена премия имени Героя Советского Союза Александра Скокова «За лучшие произведения в области журналистики, литературы и искусства». Владимиру Гнеушеву и Андрею Попутько она была вручена первым. Это было в октябре 1968 года.

В разные послевоенные годы у Владимира Гнеушева выходило много произведений. Каждая его книга была явлением для культуры нашего края и России в целом. Были книги и о войне («Партизанский заслон», «Дыхание лавин», «Хранить вечно»), и яркие сборники стихов, где он именно по-гнеушевски любит, переживает, радуется, грустит, надеется и верит.

В последние годы Владимир Гнеушев живет в Москве. Но он ни на миг не прерывал связь с краевой писательской организацией, с собратьями по перу. Наш писатель всегда интересуется процессом возрождения казачества в крае, поддерживает это мощное движение собратьев-казаков Ставрополья. Он много лет посвятил поиску неизвестных фактов о казачестве, правды «о житье-бытье воинов Христовых». На основе этих поисков он создал книгу «Полынная слава» (1998 г.), представляющую собой честное повествование о прошлом и настоящем времени казачества.

Молоко волчицы

Послевоенный литературно-документальный период стал определяющим в развитии литературы нашего края: креп голос талантливых прозаиков и поэтов, в том числе писателей-казаков. Само время призывало состоявшихся мастеров слова отражать не только величие прекрасного, но и величие народной боли.

Среди казаков не только нашего края, но и всех других казачьих войск России – мало найдется таких людей, кто не слышал бы имя Андрея Губина. А если кто и позабыл фамилию, то точно помнит одну из лучших книг о казаках –«Молоко волчицы». Ее автор и есть наш знаменитый казак – Андрей Губин.

Он родился в казачьей семье в городе Ессентуки 17 октября 1927 года. Сам ковал свою судьбу – не боялся тяжелой работы, лишений. Шел вперед, веря в свои силы – и физические, и литературные. Он был и пастухом, и молотобойцем, был пожарным, паровозным кочегаром и машинистом первого класса транспортных судов Рижского морского порта, топил котлы в одной из столичных гостиниц, водил поезда в Находке и во Владивостоке. Он для души вел записи всего, что видел, что его впечатляло. И все это оказалось не напрасным.

С 1951 года он литературный сотрудник газеты «За Родину», где печатает свои первые произведения. Затем он поступил во Всесоюзный государственный институт кинематографии и полностью отдался литературе. Печатался в «толстых» московских журналах и в альманахе «Ставрополье». Два десятилетия он писал роман «Молоко волчицы». Этот роман был не придуман автором. В нем он сам – и по роду своему, и по убеждениям, которые вызревали с детства в кругу казаков. Изменение жизни казаков он сумел описать с полной ответственностью за каждое слово. А как нужна была такая книга для казаков! Сколь много она внесла в душу каждого человека, прочитавшего ее! Величие природы Кавказа, казачий говор, участие в сражениях, фольклор, тернистый путь казачества, любовь, обычаи, нравы – все есть  в этой цельной и необычно талантливо написанной книге.

«Молоко волчицы» печатали многие издательства. Пятнадцать изданий только в нашей стране выдержал этот роман. Ушел из жизни писатель Андрей Губин рано. Ему было 64 года. К этому времени им было написано еще 12 романов. Они остались на его рабочем столе неизданными. Я точно знаю: не может так быть, чтобы написанные таким творцом книги остались безмолвными. Этого не должно быть! Ведь в Кисловодске ему установлен памятник, созданы музеи казака-писателя Губина, учреждена литературная премия его имени.

Сын баклановских полей

Так называют в писательской среде казака-писателя Тимофея Шелухина. Он родился в 1927 году, а в военные годы мальчик Тима Шелухин трудился, зарабатывал себе на хлеб. Такое положение мальчишек тогда было повсеместным. Одни уезжали куда-то искать свою судьбу, другие – строили свою жизнь и закаляли себя в тех местах, где родились. К таким относится «сын баклановских полей» – ныне известный всей России писатель-казак Тимофей Семенович Шелухин.

– Это наш Шолохов,- говорят о нем в станице Баклановской, – даже фамилии у них по звучанию близки.

Его книги «Люди моего юрта», «Второй фронт», «По обе стороны дороги», «Прощенный день» и многие другие утвердили счастливую, а значит, трудную писательскую стезю.

Тимофея Шелухина я знаю более тридцати лет. В моем дневнике есть посвященное ему стихотворение, написанное в день его 75-летия:

Ах, дружище, уверовать смею

Ты казачьих, крестьянских кровей.

А писательской жизнью своею

Сделал край Ставропольский светлей.

Жизнь свою ты венчал колосками,

Строчкой честной судьбу создавал.

Закружился туман над висками

И твоими сединами стал…

У Тимофея Шелухина была своя война, как и у многих его сверстников, только, наверное, во многом ярче,  потому что он еще мальчишкой освоил дело комбайнерское, взглянул на землю глазами своей мальчишеской души, познал серьезную и высокую ответственность станичного хлебопашца. То была не романтика, а необходимость, рутинная, не по силам тяжелая работа. Он никогда не забудет, какой скудной пищей его кормила война, какой водой поила – почти до кипятка раскаленной солнцем. Не забудет и длинные шлейфы колючей пыли в полях, которая разъедала тело, воспаляла и слепила глаза.

Так рождался писатель. И потому он распахнул читателю свой мир – не смог удержать его в переполненной памятью душе.

Жизнь станичников, исковерканные войной судьбы людей, человеческая боль и лишения описаны Тимофеем Шелухиным талантливо, многоцветно и честно в романе «Отцово родство». Он был издан в 1992 году.

Через три года Тимофей Шелухин пришел к своим читателям, к своим станичникам, к возрождающемуся казачеству на Ставрополье с новым, а теперь знаменитым романом «Прощенный день». Вот что писал редактор этого романа Евгений Панаско: «Тема не частая в современной литературе. Но это не просто роман, это еще и свидетельство очевидца, это художественный, эмоциональный документ, без которого будет неполно и наше, и потомков представление о пути, пройденном народом в советскую эпоху».

За книгу «Второй фронт» Тимофей Семенович Шелухин в 1999 году стал лауреатом престижной краевой литературной премии им. Семена Бабаевского. Его имя стоит в одном ряду с известными писателями-деревенщиками России Федором Абрамовым, Виктором Астафьевым, Евгением Носовым. Шелухинский мир воистину земной, воистину русский, воистину казачий.

Будет несправедливым, если я не скажу о том, что Тимофей Шелухин был активным членом организационного комитета по возрождению казачества в нашем крае. Я как председатель этого комитета знаю высокую цену его труда, вложенного в те наши первые шаги на пути возрождения казачества в крае.

Поэтический мир

Казаки-писатели свое литературное поле не только «засевали» прозаическими произведениями, но и создавали «свой» поэтический мир, чем пополнили целую эпоху, в которой пребывала страна и фронтовики.

Добровольцем ушел на фронт поэт Валентин Марьинский. В боях за Северный Кавказ был ранен дважды. Первые стихи он написал на фронте. Это потом, после 1947 года, им будут созданы книги: «Мы – за мир», «Сердце поет», «Любовь и ненависть, «Тревожные облака», «Век нежности и стали» и другие. И в каждой его книжке есть стихи о войне. Осела война в душе поэта-фронтовика. Осела навсегда. Много стихов Марьинский посвятил огневым дорогам, солдатам Второй мировой. Прочитав его балладу «Не пришедший с войны», понимаешь, какая сила любви взросла в нем, сколько душевных и творческих сил в строчках его стихов. Константин Симонов писал: «Когда я заново прочел Вашу балладу, у меня снова мороз подрал кожу, как тогда, когда я читал ее первый раз несколько лет назад… Повторяю, Ваша баллада произвела на меня, когда я прочел ее впервые, и производит сейчас самое сильное впечатление. Мне вообще кажется, что это одно из самых сильных стихотворений о войне, которое мне довелось читать в нашей поэзии…» (И это написал сам Константин Симонов!)

Скороговоркой об этой балладе не расскажешь. Она действительно сотворена поэтом на века, чтобы читать ее всюду:

За стеной, который не ведая год,

Человек, не вернувшийся

с фронта, живет.

За высокой кирпичной больничной

стеной

Слышен крик по ночам:

«В наступленье! За мной!

Не робейте, ребята! Ребята,

вперед!» –

Слышен крик вот уже

восемнадцатый год…

А вот еще из другого стихотворения:

Мы как все,

Мы с другими лишь в том неравны,

Что когда-то вернулись

С Великой войны…

Валентин Марьинский родился и всю жизнь прожил в терской станице Марьинской. Свой поэтический мир он обогатил многими стихами о войне, о фронтовиках, о военном тяжелом времени, о казачестве.

Все послевоенные поэты Ставрополья писали о войне. И почему – понятно. Ведь многим из них достался скудный военный кусочек хлеба, паренная в печи луковица, крошки жмыха, трава-лебеда, крапива в постном водянистом борще, если повезло, то возвращение с фронта отцов. Многие из них видели в своих станицах и хуторах, в поселках и городах искалеченных безногих и безруких солдат войны, потерявших зрение фронтовиков. Об этом и писали поэты послевоенные. Назову имена только некоторых из них: Александр Екимцев, Владимир Кудинов, Александр Ревенко, Геннадий Колесников, Александр Мосинцев, Елена Иванова, Ян Бернард.

В завершение статьи хочется поставить восемь строк из своих стихов о войне:

Прошло немало весен теплых,

Но не остыла боль земли,

И всюду, всюду по Европе

Сквозь мрамор звезды проросли.

Они – сердца солдат ушедших,

Они – и боль, они – и щит,

Они – те слезы наших женщин,

Что память вечная хранит…

Эти строки из поэмы «Высота Толстова», посвященной Герою Советского Союза Василию Толстову – терскому казаку из станицы Лысогорской, тоже рождены в раздумьях о войне.

Автор: Витислав Ходарев, заслуженный работник культуры РФ, член правления Союза писателей России, казачий полковник.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *