СВЯЗЫВАТЬ РАЗОРВАННЫЕ НИТИ

Казачий поэт Витислав Васильевич Ходарев – автор 17 книг и человек, известный далеко за пределами страны. Всех его почетных званий и наград не перечесть, и вот лишь некоторые из них: заслуженный работник культуры РФ, лауреат трех литературных премий – имени Семена Бабаевского, имени Николы Фурнаджиева (за переводы стихов болгарских поэтов), имени Константина Симонова с вручением поэту золотой медали. В 2000 году Витислав Ходарев стал лауреатом газеты «Литературная Россия» за талантливые переводы стихов поэтов Северного Кавказа и проект «Библиотека ставропольских писателей для школьников».

Вряд ли кто-то еще сегодня с такой истовой верой в правое дело пытается соединить высокое искусство и обычных школьников. Как и свойственно поэту, он немного идеалист и романтик, идущий в народ. Всю жизнь Ходарев вкладывает в детские головки идеи дружбы народов, величия России, будит в их душах далекие голоса предков, беседуя об истории казачества.

За лето 2009 года он провел творческие встречи с детьми больше чем в двадцати школьных лагерях. Это лето тоже началось плодотворно: его встречают оздоровительные лагеря, центры детского творчества и библиотеки Ставрополя, Михайловска. Еще надо успеть побывать в Казинке, Верхнерусском, Татарке…

– Мне нравится разговаривать с детьми, потому что они пылают искренностью, – говорит Витислав Васильевич, – для поэта так важно видеть, что его слово нужно и школьникам, и учителям. Ведь на уроках литературы надо влюблять детей в поэзию. Это целая внутренняя школа, через которую открывается духовность и нравственность.

Он говорит с ними не свысока, а на равных, вызывает на разговор:

– А кого вы знаете из писателей-казаков?

Печально, но называют одного Шолохова.

– А какие вы слышали поверия или сказки из жизни и быта казачества? – интересуется тогда поэт.

Наступает молчание. Тянется одинокая рука, но Ходарев уже знает, что ему скажут: «терпи казак – атаманом будешь» или «казачьему роду – нет переводу». Он переживает сердцем, что связь поколений разорвана, всю жизнь собирает эти тонкие ниточки, и связывает, связывает…

– Если кто-то знает примету, которая бытует в семье, он получает от меня книгу с автографом. Я всех обязательно поощряю! – делится он.

Ходарев ставит себе сверхзадачу и движется к ней без личных поблажек: каждый писатель, каждый казак, каждый человек должен всю жизнь работать и отдавать все силы тому, чтобы в семьи вернулись казачьи поверья, пословицы, старины.

Перед старшеклассниками он читает главы из своих поэм. Особенно часто – главу «Марьинские амазонки» из поэмы «Казачьи сны». Она будит в сегодняшних девчонках гордость, ведь они слышат, как женщины не только управлялись с большим хозяйством, но и с оружием в руках обороняли станицы – Наурскую, Марьинскую, Бекешевскую и другие.

Эта удивительная составляющая казачьего женского характера – воинственность. Она живет и сейчас в них, сразу же разгорается в глазах. Поэт всегда переводит разговор на современный стиль одежды, говорит о пропаганде на телевидении. Не поучает, не воспитывает, а просто заглядывает в душу:

– Вам самим ведь уже это надоело. Сегодня так не хватает доброго, а телеканалы только и соревнуются – кто страшнее?

Человек слова считает, что он обязан говорить об одежде, о женских началах, любви, преданности, о сохранении семьи, обо всем том, что уже отчасти раздавлено и поругано.

– Я призываю вас читать поэзию. Тот, кто ее любит, не может быть плохим человеком. В нем зрима любовь, и душа его делается тонкой.

Ходарев говорит ребятам, что традиции и сегодня лежат на поверхности, как на открытой ладони. Надо только спросить о них у мамы, у бабушки. И, хоть о казачестве они почти ничего не знают, все же кто-то из них вдруг вспоминает, что у него в семье были казаки. И это момент истины.

Часто Витиславу Васильевичу задают вопрос: откуда у него такое имя?

И слышат от поэта историю о славянском князе Витиславе из племени Добрычей. Стан их был на территории современной Прибалтики. Смелый и отважный князь Витислав был отцом двоих сыновей. Младшего звали Рюрик, от которого впоследствии пошел род русских князей Рюриковичей. Эту легенду родители будущего поэта услышали в станице Зольской, когда пришли регистрировать ребенка. Взяли и назвали. А перевод имени – Славящий побежденного – отразился на всей жизни поэта.

Таким он всегда и старался быть, шел своей судьбой и славил побежденное когда-то казачество, которое все-таки не смог победить никто.

В конце встречи ребята подходят с листочками и открытками за автографом. Конечно, с книгой реже, но есть и такие. Свои книги Витислав Васильевич привозит с собой, и они всегда вызывают интерес: «Детские казачьи игры и забавы», «Казачья любовь», «Доброе эхо», рекомендованы, кстати, министерством образования Ставропольского края для изучения в школах.

Кто-то может сказать: зачем идти против лавины, бороться с ветряными мельницами? А наш казачий Дон Кихот, поэт Витислав, отвечает на это историей из юности:

– Я всегда выступал перед рабочими коллективами, в школах, библиотеках.

Однажды, вместе со ставропольскими поэтами Раисой Котовской и Николаем Ляшенко поехали в хутор Степной Степновского района. Прибыли на самую дальнюю молочно-товарную ферму, где работало всего пять человек – доярки и колхозники. Одна женщина – я запомнил ее на всю жизнь – сидела в синем халате и резиновых сапогах, и улыбалась милой приветливой улыбкой. В конце нашей встречи она сказала:

– Мне 45 лет, а я первый раз вижу живого поэта! Я думала их уже и нет.

Эта женщина утвердила меня, что поэт нужен людям, и сегодня как никогда раньше следует приходить в школы, ехать на самые отдаленные фермы.

Наталья Гребенькова

Опубликовано в газете «Казачий Терек», 2009 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *